В период новогодних праздников ЦВММ и филиал «Подводная лодка Д-2» закрыты 31 декабря, 1 и 7 января. Филиалы музея закрыты 30 и 31 декабря, 1 и 7 января. В остальные дни музей работает с 10 до 18 часов.
Под командованием капитана 1 ранга И. В. Сухотина крейсер «Аврора» осенью 1903 года направился в составе отряда контр-адмирала А. А. Вирениуса на Дальний Восток, но в связи с начавшейся Русско-японской войной был возвращен в Россию с Красного моря. Вторым командиром «Авроры» стал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев — опытный моряк, много плававший в водах Дальнего Востока и до назначения на «Аврору» командовавший четырьмя кораблями.
«Аврора» была зачислена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, которая в сентябре 1904 года вышла на выручку осажденного японцами Порт-Артура. Плавание проходило в тяжелых навигационно-климатических условиях и сопровождалось многочисленными погрузками угля в открытом море, которые выполнялись всем экипажем корабля, в том числе и офицерами. Во время угольных погрузок корабельный оркестр, подбадривая команду, играл бравурные мелодии. «Аврора» неизменно принимала рекордные двойные количества угля — до 1300 т, за что даже удостоилась похвалы скупого на поощрения командующего эскадрой. В декабре 1904 года Порт-Артур пал, и корабли эскадры Рожественского получили приказ прорываться во Владивосток.
Совершив героический переход в 18 тысяч миль (более 33 тысяч км), корабли 2-й Тихоокеанской эскадры в Корейском проливе, у островов Цусима, встретились с японским флотом. Несмотря на стойкость, мужество и героизм моряков, русская эскадра была разгромлена. «Аврора» в бою защищала транспорты, получила ряд тяжелых повреждений и была вынуждена вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» повернуть на юг, к Филиппинским островам. В Цусимском бою геройской смертью погибли командир «Авроры» — капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев и 14 матросов, ранения получили 83 моряка. Несмотря на полученные повреждения, крейсер сохранил плавучесть, остойчивость и ход.
В порту Манила на Филиппинских островах «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы американской колониальной администрацией до конца войны. Боевые повреждения наскоро отремонтировали, чтобы обеспечить возвращение кораблей в Россию.
Во время Первой мировой войны крейсер «Аврора» прошел модернизацию и перевооружение. Боевая мощь корабля существенно повысилась. Количество 6-дюймовых (152-мм) орудий главного калибра в 1915 году увеличилось с 10 до 14.
«Аврора» принимала участие в Первой мировой войне в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. В нее входили корабли, построенные накануне Русско-японской войны, впоследствии модернизированные. «Аврора» обеспечивала деятельность главных сил флота, несла дозорную службу, выполняла прикрытие дозоров, минных постановок и действий тральных сил, осуществляла противовоздушную оборону баз флота. Малая скорость хода препятствовала ее использованию в дальних операциях.
Действия экипажа «Авроры» способствовали успешным операциям легких сил Балтийского флота против германских кораблей на Балтийском море и поддержке операций русской 12-й армии в борьбе с сухопутными силами противника на побережье Рижского залива в 1915–1916 годах.
Осенью 1916 года «Аврора» была поставлена на ремонт в Петрограде, на Адмиралтейский, затем Франко-Русский завод. Здесь крейсер оказался в гуще событий Февральской революции 1917 года. Команда присоединилась к восставшим рабочим. Одной из первых жертв Февральской революции в Петрограде стал командир «Авроры», опытный моряк, капитан 1 ранга Михаил Ильич Никольский. Он отказался нести красный флаг и был убит выстрелами из винтовки.
В период правления Временного правительства матросы «Авроры» включились в революционное движение, участвовали в демонстрации 4 июля 1917 года. Во время корниловского мятежа (25–31 августа) сводная рота авроровцев по решению Центрофлота в течение трех дней несла охрану Зимнего дворца.
К концу 30-х годов крейсер «Аврора» окончательно устарел, и в мае 1941 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о присвоении наименования «Аврора» одному из новых крейсеров проекта 68, намеченных к закладке в 1941 году. «Аврору» ожидала участь сдачи на слом, но этому помешало начало Великой Отечественной войны, и крейсер продолжал флотскую службу в качестве плавучей базы подводных лодок.
Когда войска немецко-фашистской группы «Север» в сентябре 1941 года оказались на ближайших подступах к Ленинграду, с «Авроры» сняли девять 130-мм орудий. Их установили между Дудергофом (пос. Можайский) и Киевским шоссе на позиции протяженностью 12 км. Боевые расчеты этих орудий почти все погибли в боях, но задержали продвижение противника, нанеся ему огромные потери в живой силе и технике. В память о героях-артиллеристах батареи «А» («Аврора») сооружены мемориалы у Вороньей горы и Киевского шоссе. Часть орудий меньшего калибра была снята с крейсера и передана в июле 1941 года на корабли Чудской военной флотилии. Одно 130-мм орудие с «Авроры» установили на бронепоезде «Балтиец», который успешно громил врага на подступах к Ленинграду.
Сама же «Аврора» почти всю войну находилась в военном порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). В сентябре 1941 года боевые расчеты оставшихся на крейсере артиллерийских установок отражали ожесточенные налеты авиации противника. От попаданий вражеских снарядов и авиабомб корабль получил многочисленные подводные и надводные пробоины. Возникла угроза, что крейсер, получивший крен 23°, ляжет на правый борт и затонет. Мужественные и решительные действия личного состава спасли положение. Открыв кингстоны противоположного борта и притопив корабль, моряки на ровном киле поставили его на грунт. В сентябре 1944 года «Аврору» подняли и перевели для ремонта в Ленинград.